Всем известен мемориал "Партизанская Слава" на северном въезде в Лугу. Фигура девушки с автоматом первой встречает гостей нашего города. Лужане называют её просто "партизанкой", для них она совсем не памятник, а вполне живая девушка, воевавшая в Лужских лесах в годы оккупации, да так и оставшаяся на страже города навеки.
Когда в августе сорок первого солдаты и ополчение были вынуждены отступить к Гатчине, оставив Лугу фашистам, не все жители смогли покинуть Лужские земли. Жить под властью оккупантов или быть расстреляными и повешанными не хотел никто. Оставшиеся здесь люди - дети, старики, женщины и калеки - не могли открыто противостоять немецким захватчикам, но желание уничтожить фашистскую нечисть было сильнее страха. Они ушли в леса, устроив свои лагеря в непроходимых чащах и болотах.
Партизаны проводили разведывательные вылазки, и узнав о планах немцев, ударяли там, где враги ожидали меньше всего. Они подрывали мосты и железные дороги в тот момент, когда по ним шли немецкие эшелоны, сжигали и разоряли склады боеприпасов, провизии и медикаментов, устраняли вражеских командиров, отравляли колодцы в лагерях немецких войск, устраивали ловушки и засады.
В окрестностях Луги действовали тринадцать партизанских бригад, пришедших сюда из Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. В результате немцы попросту боялись выходить из своих укреплений. Покинуть защищённые позиции и выйти в лес для них было равносильно гибели.
Но при возможности немцы отплачивали партизанам тем же. Их не щадили ни при каких обстоятельствах. Едва появлялась информация о планах партизан или местоположении их лагеря - сразу же начинали работать каратели. Стоит ли говорить, что в партизанской войне не было места привычным законам военного времени. Не было пленных, не было полевого суда и не было гуманности. Были только маленькие победы и нещадные убийства, если немцам удавалось выйти на партизанский лагерь.
Так было вплоть до освобождения Луги от оккупации двенадцатого февраля сорок четвёртого. При этом партизаны тоже оказывали армии существенную поддержку.
Спустя тридцать лет после Победы, десятого мая тысяча девятьсот семьдесят пятого года в память о партизанском движении был открыт мемориальный комплекс "Партизанская Слава". В комплекс входят стилизованный ДОТ, тринадцать гранитных стел-валунов с названиями воевавших здесь партизанских отрядов; на вершине холма на высоком пьедестале возвышается медная статуя девушки-партизанки с автоматом и развевающимся знаменем в руках. На холм со статуей ведёт широкая каменная лестница в окружении трёх уступов, посвящённых трём областям - Ленинградской, Псковской и Новгородской, партизаны которых действовали в Лужском районе. На уступах в виде металлических объёмных надписей сделаны послания, посвящённые мужеству и бесстрашию партизан.
В глубине мемориала, где холм уходит в лес, находится открытый мемориальный зал. На его фасаде расположены три горельефные композиции: "Уход в партизаны", "Клятва" и "Бой". Внутри по периметру здания тянутся узкие незастеклённые окна-бойницы, над ними — фриз из документальных фотографий военных лет. На противоположной от входа стене — широкий проем, закрытый решеткой с текстом партизанской клятвы. В центре зала стоят гильзы от артиллерийских снарядов. И эти гильзы всегда полны цветов.
Мемориальный комплекс строился в течении двух лет, с семьдесят третьего по семьдесят пятый год. Архитектором был Вячеслав Борисович Бухаев, скульптор Виктор Иванович Бажинов, который и сам в годы войны был партизаном в лужских лесах, а затем воевал в составе второй Ударной армии. Помогали им ещё несколько скульпторов: Владимир Эмильевич Горевой, Владимир Исааковч Неймарк и Сергей Анатольевич Кубасов.
До пятого мая девяносто седьмого года мемориальный комплекс "Партизанская Слава" был объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Затем он стал относиться к памятникам истории и культуры местного значения.
С первых дней "Партизанская Слава" стала популярной среди лужан и гостей города. Даже случайно проезжая мимо, люди останавливаются и выходят посмотреть на величественную статую.
Каждый год девятого мая здесь собираются сотни людей, встречаются вместе ветераны партизанских отрядов, воевавших в лесах под Лугой. Они рассказывают молодёжи о войне, поминают погибших. У подножия памятника проходят торжественные митинги, а на лесной поляне за холмом самодеятельные коллективы устраивают праздничный концерт. Любую памятную дату в Луге принято отмечать в первую очередь посещением "Партизанской Славы".
Двадцать второго июня, в день начала войны, у мемориала собираются ветераны и все неравнодушные. На протяжении нескольких лет в ночь с двадцать первого на двадцать второе июня на железнодорожную станцию имени генерала Омельченко из Санкт-Петербурга приходил паравоз со студентами петербуржских ВУЗов и реконструкторами, которые устраивали в лесу позади мемориала реконструкцию боя.
Двадцать второго июня, в день начала войны, у мемориала собираются ветераны и все неравнодушные. На протяжении нескольких лет в ночь с двадцать первого на двадцать второе июня на железнодорожную станцию имени генерала Омельченко из Санкт-Петербурга приходил паравоз со студентами петербуржских ВУЗов и реконструкторами, которые устраивали в лесу позади мемориала реконструкцию боя.
Сюда приходят автопробеги, здесь встречают почётных гостей, к "Партизанке" сразу после ЗАГСа едут новобрачные. Что бы ни произошло, какие бы перемены не происходили - "Партизанская Слава" всегда будет стоять в память о доблести партизан, встречать гостей и охранять наш город от зла.
Вернуться к списку видеоотчетов