Лужский район - здравница Ленинградской области. Давно известно, что лужский воздух целебен. Сосновые леса с запахом смолы и хвои, значительная высота над уровнем моря, малое количество осадков и большое число солнечных дней, родники с живительной водой, песчанные почвы и хорошая экология делают эти края идеальным местом для отдыха.
Наверное, поэтому Лугу часто выбирали для строительства усадеб известные поэты, артисты, предприниматели, архитекторы, художники, музыканты, все кто мог позволить себе приобрести кусочек земли в наших краях.
В этих имениях состоятельные люди жили в выходные дни, устраивали здесь приёмы высоких гостей, балы и праздники. Одним из таких людей был талантливый архитектор Николай Галактионович Кудрявцев. В тысяча девятисотом году он приобрёл земельный участок в семи километрах к юго-западу от Луги, недалеко от реки Облы и деревни Ведрово. Имение было названо "Жемчужное".
Сам Николай Галактионович известен лужанам как создатель собора во имя Казанской иконы Божьей Матери в зажелезнодорожной части Луги. Другие работы мастера находятся в Петербурге, Петродворце и Зеленогорске. За свою жизнь архитектор создал множество замечательных зданий, удивительно вписывающихся в окружение.
В своё имение Николай Кудрявцев приезжал на выходные из Петербурга, где работал в то время. Узнав о имеющихся поблизости имения запасах глины, архитектор построил небольшой кирпичный заводик. Из собственного кирпича и леса Николай Кудрявцев построил основные здания усадьбы.
Через несколько лет после покупки земель, архитектор был вынужден перевезти семью в своё имение на постоянное жительство. Сын Николая Кудрявцева Галактион с детства был болен туберкулёзом. Врачи посоветовали семье Кудрявцевых переселиться в своё лужское имение, ведь именно здесь сама природа помогает больным облегчить страдания. Архитектор так и поступил, продолжив работу в новой усадьбе.
В тысяча девятьсот седьмом Галактион Кудрявцев скончался. Жемчужинский воздух не смог спасти сына архитектора, но хотя бы отсрочил его гибель на несколько лет. Похоронили Галактиона в склепе нового храма, открытого в день Святой Троицы, в честь чего храм и получил своё название - Свято-Троицкий. Уже позднее останки Галактиона Кудрявцева были перезахоронены на Врёвском кладбище Луги.
После революции и установления советской власти с тысяча девятьсот двадцать четвёртого года имение Кудрявцева стало использоваться как приют для беспризорных детей, в это же время была закрыта Свято-Троицкая церковь, а её здание использовалось как клуб. Сам архитектор в тридцать седьмом году вместе с семьёй был выслан в Финляндию. В тысяча девятьсот тридцать восьмом году в зданиях усадьбы начал работать санаторий "Жемчужина". Новые хозяева сумели оценить удобное расположение усадьбы в сосновом лесу и дали санаторию верное назначение - на лечение сюда прибывали больные туберкулёзом.
В годы войны санаторий, уже имевший медицинское оборудование, был превращён в госпиталь. В окрестных лесах шли тяжёлые бои вплоть до самого взятия немцами Луги, и госпиталь практически у линии фронта сильно помог защитникам Лужского Рубежа. Поисковые отряды утверждают, что последнее сражение под Жемчужиной состоялось, когда основные силы защитников Луги находились уже в посёлке Толмачёво, отступая к Гатчине.
В честь погибших в этом бою рядом с деревней Жемчужина на месте гибели бойцов устроено братское захоронение и обелиск.
Когда война закончилась, санаторий вновь стал принимать пациентов. С тех пор многие годы "Жемчужина" помогала больным туберкулёзом людям облегчить свою жизнь или даже излечиться. Более тридцати тысяч человек за это время прошли лечение в санатории.
К сожалению, за все прошедшие годы в санатории не производился капитальный ремонт, не закупалась новая техника, использовались устаревшие методы лечения. Фактически он был обычной туберкулёзной больницей, с той лишь разницей, что находился в лесу. Само понятие санатория - лечение, совмещённое с отдыхом - здесь было утеряно. Со временем состояние санатория стало весьма плачевным - не было системы вентиляции, текли крыши, облуплялись стены, обваливалась штукатурка. Бывало, что здания на несколько часов, а то и дней оставались без электричества, случались и перебои с отоплением. Последний косметический ремонт зданий был сделан больше двадцати лет назад, в те же годы была полностью заброшена церковь. К началу третьего тысячелетия санаторий "Жемчужина" находился в разрухе и был на грани закрытия.
Из служебной записки Главному специалисту по фтизиатрии и торокальной хирургии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации профессору Петру Яблонскому: "«… Получаса времени хватило, что бы увидеть бесхозяйственность, грязь и разруху. Искренне жаль тех кто лечится в санатории и кто в нем работает…». Сергей Соловей, четвёртое сентября две тысячи девятого года.
Но всё же благодаря неравнодушным людям, закрытия санатория не произошло. В две тысячи десятом году сменилось руководство санатория, главным врачём был назначен Сергей Дмитриевич Соловей, обновился персонал. Сразу же начались восстановительные работы при активной поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Коллектив санатория с радостью принял идею ремонта, люди только и ждали возможности это сделать. За три с половиной года был выполнен капитальный ремонт семнадцати зданий и вспомогательных сооружений: спальных корпусов, бани, лечебного корпуса, административного здания и многих, многих других.
Стоит посмотреть, как санаторий выглядел раньше и как он выглядит сегодня.
Эксплуатация второго спального корпуса в две тысячи десятом году была и вовсе запрещена надзорными органами, так как здание находилось в аварийном состоянии. Новым руководством принято решение произвести капитальный ремонт. Для больных будут созданы гостиничные условия: палаты на двух-трёх человек с туалетом, душевой и умывальником.
За последние годы в санатории созданы все условия для эффективного лечения и отдыха пациентов. Используются самые современные методы диагностики, лечения и профилактики туберкулёза. Это и ингаляции лекарственных препаратов, и лимфотропное введение лекарств, и внутривенное лазерное облучение крови, и лечение в соляной пещере, приём кислородных коктейлей, арома и фитоторапия, диеты, лечебная физкультура. С больными общаются специалист по социальной работе и психолог. Из десяти врачей учреждения трое кандидатов медицинских наук и пять специалистов высшей категории. Из среднего медперсонала на высшую категорию аттестовано восемьдесят процентов сотрудников.
Для сотрудников санатория созданы оптимальные условия для работы. Все рабочие места медицинского персонала автоматизированы и оборудованы соответствующей аппаратурой.
Техническому оснащению "Жемчужины" можно только позавидовать. Здесь используется только лучшая и качественная техника с максимальной точностью и эффективностью из доступных сегодня.
Большое внимание уделяется спорту и культурному досугу пациентов. Работают тренажёры и спортивные площадки, позволяющие тренировать организм и улучшать работу дыхательной системы. Палаты на двух-трёх человек оборудованы телевизорами с кабельными каналами, доступны настольные игры, шахматы, бильярд, настольный тенис. Каждая палата имеет удобную мебель, металлопластиковые окна, в помещениях санатория работают ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы. Сюда приезжают с концертами творческие коллективы Лужского района, устраиваются лыжные прогулки, катание на коньках, желающие могут ходить на рыбалку на ближайшие озёра - Чёрное, Зелёное и Омчино. Единовременно санаторий "Жемчужина" способен принять до ста пятнадцати людей, больных туберкулёзом.
Стоит упомянуть и религиозную составляющую. Как известно, что "врач лечит тело, а священник - душу". Значительное число больных имеют низкий социальный статус, многие злоупотребляли алкоголем или наркотиками и моральная подержка им нужна ничуть не меньше медицинской. С две тысячи одиннадцатого года Жемчужину регулярно посещает священник собора во имя Казанской иконы Божьей Матери отец Александр. Он встречается с больными, даёт дельные советы и помогает добрым словом. В две тысячи тринадцатом году завершилось восстановление Свято-Троицкой церкви, и спустя девяносто лет небытия в ней снова прозвучала молитва и колокольный звон.
Восстанавливали церковь всем миром. Помощь оказывали Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Свято-Успенский Псково-печёрский мужской монастырь, Лужский собор во имя Казанской иконы Божьей Матери, строительные организации, работники и пациенты санатория, Лужское общество краеведов и многие другие.
Сорок процентов пациентов, ранее лечившихся в других санаториях, считают "Жемчужину" лучшим из всех прочих подобных учреждений. В целом пациенты оценивают работу санатория на девяносто два процента. И стоит учитывать, что восстановление "Жемчужины" ещё только начинается.
Всё это - только шаг навстречу новым идеям, новым методикам, задача которых только одна: чтобы люди были здоровы и счастливы.
Вернуться к списку видеоотчетов