Требования законодательства в сфере оказания ритуальных услуг

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области информирует об обязательных требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании ритуальных услуг.

К одним из основных видов ритуальных услуг относятся: подготовка тел к погребению (комплекс работ, проводимых с телом умершего или погибшего перед погребением), и парикмахерские работы (косметическая и стилистическая обработка тела умершего или погибшего, постижерные работы).

В связи с тем, что данные услуги относятся к разряду бытовых, на правоотношения, возникающие при оказании услуг населению (физическим лицам), распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребитель (физическое лицо) вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Ст. 9 Закона устанавливает, что исполнитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Исполнитель, продавец - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

На основании ст. 10 Закона исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1514 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения" (далее - Правила) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);
  • гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
  • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;
  • сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Пункт 3 Правил устанавливает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
  • указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
  • требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
  • образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
  • образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
  • перечень, категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

На основании п. 4 Правил, при оказании бытовых услуг (в т.ч. ритуальных) с потребителем должен заключаться договор. Оформляется он в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

  • фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • даты приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • должность лица, принявшего заказ, его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, товарного чека и т.п.

Уважаемые потребители! В случае несоблюдения хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги, необходимо направить в адрес исполнителя письменную претензию. За помощью в составлении претензии, а также в случае возникновения вопросов, связанных с защитой прав потребителей, вы можете обратиться в информационно -консультативный центр по адресу: г. Луга, пр. Кирова, д. 73, каб. 39, приемный день по средам с 13-00ч до 16-00ч, а также в пункт информирования и консультирования по адресу: г. Луга, Ленинградское шоссе, дл. 13, 1 этаж, приемные дни вторник и четверг с 10-00 ч до 16-00 ч, перерыв на обед с 13-00 ч до 14-00 ч, тел. 2-37-24



Вернуться к списку важных новостей