В связи с информацией, поступающей из СМИ о финансовой несостоятельности итальянской авиакомпании Wind Jet,  Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, имеющих правоотношения с указанной компанией на следующее.

В случае, если воздушная перевозка пассажира является частью туристского продукта, необходимо иметь в виду, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности) туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В соответствии со статьями 721, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям договора.

На основании указанных норм, туристам, чьи права как потребителей были нарушены, в виду наступления указанных выше обстоятельств, необходимо иметь ввиду, что основные  права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию и во время его совершения, определены статьей 6 Закона об основах туристской деятельности. К их числу относится право туриста  на  возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, которое реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1 Закона об основах туристской деятельности  осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации в целях защиты прав и законных интересов граждан допускается только юридическим лицом и лишь при наличии у него в виде соответствующего финансового обеспечения договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Согласно статьи 17.4  Закона об основах туристской деятельности основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся:

неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;

наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей  потребитель  вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания  либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. Согласно пункта 3 этой же статьи  при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты  государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 млн. руб.).

В то же время, в случае если договор воздушной перевозки был заключен потребителем непосредственно с указанной иностранной авиакомпанией, не выполнившей свои обязательства, для восстановления своих нарушенных прав как потребителя необходимо иметь в виду, что согласно законодательству Российской Федерации любое физическое лицо вне его гражданства имеет право на защиту своих прав как потребителя по смыслу соответствующих положений статьи 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В то же время, на международные отношения, в том числе с участием физических лиц, возникающие из договора перевозки распространяются общие правила международного частного права, установленные, в частности, положениями статей 1195, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, что означает, что, применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений, по общему правилу, закрепленному пунктом 1  статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав будет осуществляться в судебном порядке.

При этом согласно положениями пункта 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен приоритет международных договоров Российской Федерации относительно права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом. Если в соответствии с пунктом 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано (пункт 2 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, Роспотребнадзор информирует, что по сбойным ситуациям на международных пассажирских рейсах вне расписания в Федеральном агентстве воздушного транспорта действует «горячая линия», куда можно обращаться круглосуточно по телефону (499) 231-53-73 и по электронной почте: hotline@cpdu.ru.



Вернуться к списку новостей