Историческая справка по ГО

Впервые проблемы защиты мирного населения приобрели общегосударственное значение в первой половине ХХ столетия. В этот период происходило бурное развитие авиации, способной наносить бомбовые удары по городам и объектам, расположенным далеко за линией боевых действий.

Защита населения, объектов промышленности и транспорта от авиационных налетов стала основной задачей созданной в 1932 году местной противовоздушной обороны (МПВО). Во многом благодаря самоотверженной работе формирований МПВО удалось избежать разрушений городов, обеспечить надежную защиту мирного населения и бесперебойную работу народного хозяйства страны в суровые годы Великой Отечественной войны.

Появление ракетно-ядерного оружия создало реальную угрозу для населения всей страны, включая глубокий тыл, и обусловило преобразования в 1961 году МПВО в Гражданскую оборону страны.

В 1961 г. на базе МПВО в стране создана новая общегосударственная оборонительная система – Гражданская оборона СССР.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 г. принято «Положение о Гражданской обороне СССР», в котором определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.

 За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.

В это же время внесены глубокие изменения в систему подготовки руководящего состава органов управления гражданской обороны. Она охватила подготовку всех категорий кадров штабов, служб, сил гражданской обороны, объектов народного хозяйства, а также обучение всего населения мерам защиты от оружия массового поражения.

В этот период в СССР функционировало 1175 курсов гражданской обороны, в том числе Всесоюзные центральные офицерские курсы гражданской обороны, 15 республиканских (союзных республик), 149 краевых, областных, 412 городских и 593 районных, на которых ежегодно проходили обучения около 2 млн.чел.

Бесспорно, что гражданская оборона была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и бывшие вероятные противники. Не случайно при переговорах о сокращении стратегических сил возможности гражданской обороны также ложились в чашу весов аргументов. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны – ее главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.

После образования Российского государства на базе Российского корпуса спасателей и Штаба Гражданской обороны Российской Федерации был сформирован Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный впоследствии в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России стало центральным звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

17 июля 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 года № 606 образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Эта дата и принята за начальную точку отсчета истории Спасательной службы России. Сегодня Спасательная служба России – это социально-востребованная, многоуровневая система, эффективно решающая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

В России впервые создан федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 года Председателем Российского корпуса спасателей назначен Шойгу Сергей Кужугетович, с именем которого связана вся дальнейшая история становления, развития и деятельности Спасательной службы России.

Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и при террористических актах.

В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности.

Одним из наиболее реальных путей дальнейшего развития гражданской обороны и РСЧС, наряду с совершенствованием их отдельных элементов, является интеграция РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), комплексную системузащиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций и бедствий, что позволит образовать единое нормативно -правовое, организационное, информационное и методическое полепо вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны.



Вернуться к списку новостей